Воспитатель детей дошкольного возраста Герлеман Лиспет Александровна
Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного Часть 3.
Формы и методы работы по гендерному воспитанию Освоение образовательных областей в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах: в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К формам образовательной деятельности относятся: непосредственная образовательная деятельность; образовательная деятельность в режимные моменты; самостоятельная деятельность детей. Непосредственная образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимные моменты может осуществляться в индивидуальных, подгрупповых и групповых формах при помощи совместных действий, наблюдений, бесед, чтения, экспериментирования, игры, проектной деятельности, просмотра и анализа мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Самостоятельная деятельность детей реализуется лишь в индивидуальной и подгрупповой формах посредством создания соответствующей предметно-пространственной развивающей среды. При формировании гендерной идентичности наиболее целесообразными являются следующие методы: словесный, практический, наглядный, игровой К словесному методу относятся рассказ, рассказ-объяснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ произведения, внушение, убеждение; Практический метод включает в себя элементарные инсценировки, использование разных видов театра, игровую деятельность, упражнения, карточки, личный пример, проведение досуговых мероприятий, художественно-продуктивную деятельность; К наглядному методу относятся показ иллюстраций, схем, моделей, алгоритмов, просмотр видеофильмов, оформление выставки, экскурсии; Игровой метод связан с проведением игр, игр-упражнений, игр-драматизаций, дидактических, театрализованных, подвижных словесных, ролевых игр. Во время проведения комплексных и интегрированных занятий воспитатель ставит своими целями: формировать представление детей о гендерной принадлежности, гендерной идентичности; учить находить различия между мальчиками и девочками по внешним признакам; учить детей различать свой пол, называть своё имя; развивать мышление, внимание, память, коммуникативные навыки; воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу, вызвать желание сделать подарок, быть аккуратным; закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться; способствовать активной речи, вовлекать в разные формы речевого общения. Возможно проведение экскурсий с целью обогащения знаний детей о «мужских» и «женских» профессиях. Совместная деятельность предполагает подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Например, в игре «Назови профессии» дети закрепляют знания о профессиях, учатся определять род деятельности человека по орудиям труда, форме одежды, результатам труда, группировать профессии на женские, мужские, общие. Игра «Как я дома помогаю?» формирует представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывает желание оказывать помощь людям. Научить детей принимать роль в соответствии со своим полом, а также взаимодействию мальчиков и девочек можно в совместной игре «Дочки – матери», «Проездка на автобусе». Воспитание гендерной социализации осуществляется также и во время бесед «Профессии», «Внешние различия девочек и мальчиков», в подготовке выставки детского творчества, например, «Весенний букет – для девочек», «Галстук для папы – для мальчиков», при оформлении альбома «Я как мама, я как папа», во время знакомства с художественной литературой (Ш. Пьеро «Золушка»; Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»). Приведем пример фрагмента занятия с использованием одного из приведенных методов. Воспитатель читает отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: «В одной волшебной стране жили - были коротыши, одни из них назывались малышами (показывает куклу-Малыша, а другие - малышками (показывает куклу-малышку). Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, и поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики». Воспитатель обращается к детям с вопросом: «На кого же похожи Малыши?» Дети отвечают: «На мальчиков», - А Малышки? – «На девочек». Воспитатель, подведя итог сказанному, отмечает: «Все правильно, в нашей группе есть мальчики и девочки и в волшебном Цветочном городе есть мальчики и девочки, только они называются Малыши и Малышки. Да ребята, Малыш – мальчик, а Малышка – девочка». И ставит проблемный вопрос: «Чем же мальчик отличается от девочки? А Малыш от Малышки?» Воспитатель подводит их к выводу, что мальчики и девочки отличаются одеждой, прической, игрушками, в которые любят играть мальчики и девочки, В предметно-пространственную развивающую образовательную среду необходимо вносить картинки на тему гендерного воспитания, плакаты, иллюстративный материал, пособия, буклеты, книги, раскраски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, как для мальчиков, так и для девочек. Немаловажной является интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ гендерной социализации. К социально-коммуникативному развитию относится возможность способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии с гендерными особенностями ребенка. Познавательное развитиевключает в себя побуждение детей к освоению первоначальных представлений о себе, других людях, о гендерных особенностях, а так же развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно-ролевые игры. Речевое развитие связано с развитием свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ гендерной социализации через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок. Под художественно-эстетическим развитием понимают слушание и обсуждение художественных произведений, таких как сказки, былины, стихи, рассказы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного. Важно уделить внимание развитию образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной изобразительной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование). Физическое развитие осуществляется через формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение. Соблюдение двигательной активности осуществляется через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений. Важным аспектом гендерной социализации является взаимодействие с родителями. С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности. Многие родители сами не знакомы с понятием «гендерное воспитание» и основными правилами воспитания детей в соответствии с полом. Вопросы гендерной идентичности детей в детском саду и дома необходимо поднимать и обсуждать на родительских собраниях, проводить собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечения и выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых. Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, то есть компетентными. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Таким образом, проблему гендерного воспитания, невозможно решить только в рамках дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания детей в соответствии с гендерными особенностями между детским садом и семьей. 28 мая 2017 в 13:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.