Воспитатель детей дошкольного возраста Герлеман Лиспет Александровна
Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного возраста Часть 4.
Мониторинг развития навыков гендерной социализации детей Диагностика гендерной социализации детей дошкольного возраста имеет основные показатели: способность идентифицировать себя с представителями своего пола (выраженности половой идентичности); умение соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное; умение заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде; знание о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности; представления о партнерском характере жизни в семье и дошкольном образовательном учреждении. На основании вышеизложенных критериев существует ряд методик для мониторинга развития детей навыкам гендерной социализации. Одной из них являетсянаблюдение за игровой деятельностью детей, которое выявляет особенности взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенности гендерного поведения детей. Данный метод направлен на решение следующих задач: выявить особенности представлений детей о социальных ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих будущих половых ролях; выявить уровень представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре их общения; определить знания детей о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях; определить уровень представлений о мужских и женских профессиях; выявить особенности гендерного поведения мальчиков и девочек в игре. Объектом наблюдения являются действия детей в игре, в которой должны выявляться женские и мужские признаки и качества личности. В процессе наблюдения необходимо отметить следующие моменты: с кем чаще играет ребенок: с мальчиками или девочками; в какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры; какие чаще всего роли берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях; если играют мальчики/девочки, то какие роли берет мальчик (девочка). Следующей методикой является индивидуальная беседа с детьми, которая проводится для выявления знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины и женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучаются представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляться попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей, а также необходимо учитывать понимание ребенком роли мужчины и женщины, а также в беседу включаются вопросы из полустандартизированного интервью В.Е Кагана «Изучение гендерных установок у детей». Примерные вопросы для индивидуальной беседы с детьми, предложены И.П. Шелухиной. 1. Для выявления представлений о роли и занятости мужчины в семье детям нужно ответить на следующие вопросы: Сколько человек в твоей семье? Кто считается главой семьи? Кто в вашей семье решает, что нужно купить? К кому ты обратишься, чтобы тебе купили игрушку? Что делает в семье папа/мама? Как мама заботится о членах семьи? Какие обязанности в семье имеет папа? 2. Для уточнения представления о социальном статусе мужчины и женщины воспитатель спрашивает: Кем работает папа/мама? Что ты знаешь о профессии папы/мамы? Какие орудия труда нужны папе/маме? Какие мужские/женские профессии ты знаешь? 3. Чтобы определить уровень знаний об основных чертах мужчин и женщин можно узнать, проанализировав ответы на вопросы: Каким должен быть мужчина? Какой должна быть женщина? Какие ты знаешь произведения, где говорится о смелых и сильных мужчинах? Какие ты знаешь произведения, где говорится о скромных, добрых и заботливых женщинах? На кого из литературных героев ты хочешь быть похожим? Почему? 4. Следующий блок вопросов поможет воспитателю при изучении представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения: Чем отличаются мальчики от девочек? С кем ты дружишь? Почему? Кого ты не хотел бы принимать в игру? С кем ты иногда ссоришься? Почему? Каким/какой должен/должна быть мальчик/девочка, с которым/которой тебе хотелось бы дружить? Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь? Для изучения гендерных установок у детейпроводится индивидуально опрос детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы: 1. Ты мальчик или девочка? Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.; 2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой? 3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой? 4. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)? 5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)? 6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Следующий метод - анкетирование родителей воспитанников, который помогает выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в детском саду среди родителей воспитанников. Родителям можно предложить анкетирование, составленное из следующих вопросов: Считают ли они тему полоролевого воспитания актуальной для детского сада? В чем, на их взгляд, заключается роль семьи в воспитании мужских (женских) качеств в ребенке? Какова роль матери в гендерном воспитании ребенка? Как отец влияет на полоролевое развитие ребенка? Какие мероприятия по данной теме родители могли бы посоветовать провести в детском саду? В каких мероприятиях могли бы поучаствовать лично? Проведя обработку результатов, можно выяснить сформированность таких критериев как:
Анализ психолого-педагогической литературы определяет содержание гендерной социализации детей дошкольного возраста, который заключается в содействии накопления социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Результатом гендерной социализации детей является гендерная воспитанность, которая понимается как интегративное качество, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения. Лишь в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников основ гендерной социализации, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также становления успешной личности, принимающей себя в соответствии со своими гендерными особенностями. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование знаний в познавательной деятельности. 28 мая 2017 в 13:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.