Воспитатель детей дошкольного возраста Герлеман Лиспет Александровна
Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного Часть 6.
Гендерное воспитание в условиях дошкольного учреждения Автор: Комарова Раиса Александровна, воспитатель МКДОО «Ланьшинский детский сад», Тульской области Заокского района Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками. Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение следующих задач: формирование полоролевых знаний, развития умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности; развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание); формирование дружеского, толерантного отношения к противоположенному полу. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно видеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должно быть формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Для полного достижения гендерных условий в детском саду можно использовать простейшие маркеры гендерных различий, например, дифференцировать шкафы для одежды детей по цветам и картинкам - для мальчиков выгоднее всего будет иметь на дверце картинку сказочного героя мужского пола, а для девочек – женского; подобрать полотенца для вытирания рук двух разных цветов, на кроватях детей выполнить рисунки сказочных героев мужского и женского типа. Гендерный подход находит свое отражение при организации образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитывается и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по интересам: для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков – кораблики, солдатики, машинки. Допустим, на занятиях по математике по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать для мальчиков машинки, солдатиков, а для девочек - матрёшек. Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Например, мальчики танцуют танец моряков, а девочки - матрёшек. Овладению традиционными свойствами личности - мужественности у мальчиков и женственности у девочек - помогают и такие средства воздействия как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич», «Царевна-лягушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», и др. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к родной земле, народу, почитать родителей, быть добрыми, справедливыми. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки, поговорки, народные игры). В центре речевого развития в группе рекомендуется иметь необходимую картотеку потешек, стихов, поговорок, дидактических игр. Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения, который используется в течение всего дня. Например, «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей принесет положительные результаты. Вырастет культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети будут знать половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей. 28 мая 2017 в 13:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.