Воспитатель детей дошкольного возраста Герлеман Лиспет Александровна

Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного Часть 7.


Совместная деятельность воспитателя и родителей по развитию гендерной устойчивости детей

Автор: Павлик Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Ромашка» г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

В детском возрасте происходит становление образа «Я - мальчика» и «Я - девочки» и приобретения ими полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвитие начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье. Здесь же формируются навыки и умения поведения, а также отношение детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это можно увидеть и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

В результате деятельности, направленной на гендерное воспитание детей, ожидается, что у них сформируется:

определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям;

осознание собственного концепта «Я – мальчик» либо «Я – девочка», развитие ребенка как личности в социуме и семье, пробуждение чувства мужественности у мальчиков, женственности у девочек;

проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, в частности, в изобразительной, так как рисунок – это своеобразная детская речь.

У родителей в результате такой направленной деятельности можно наблюдать:

активизацию участия совместно с детьми в жизнедеятельности дошкольного учреждения, в игровом и художественно-эстетическом развитии детей;

проявление позиции активных участников образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Педагоги, занимаясь гендерным воспитанием,

содействуют возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способа проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;

разрабатывают комплекс занятий и праздников для дошкольников по темам: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;

разрабатывают консультативно-практического материал для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают».

С целью формирования гендерного самосознания можно педагогам предложить ряд мероприятий, таких как:

проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама?»;

моделирование ситуации «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце»;

проведение тест-опроса детей «Любимые игры мальчиков и девочек»,

проведение занятий с гендерной направленностью: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший»,

изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русских народных игр, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек.

Возможно использование в этих же целях творческого потенциала ребенка, если направить его в русло гендерного воспитания, организуя, например, рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать?», по результатам которого можно провести выставку «Кем быть?». Педагогам можно предложить также организовать презентации творческих рисунков по темам «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет», «Мой папа», «Моя мама» либо оформление творческих работ по темам «Мода», «Наши прически», «Мой любимый герой». Интересным заданием может стать оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом».

Эффективным средством гендерного воспитания могут стать такие мероприятия, как праздник «Маленькая красавица», конкурс чтецов «О маме или папе», проведение цикла сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».

Для родителей можно организовать анкетирование – «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?», подготовить консультации «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства».

28 мая 2017 в 13:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.