Воспитатель детей дошкольного возраста Герлеман Лиспет Александровна

Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного возраста Часть 8.


Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры

Автор: Чувашова Надежда Яковлевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №39» г. Ревда

В педагогическом процессе дошкольного учреждения используется потенциал народной культуры, так как народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.

Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья, так как это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья.

Также с целью формирования гендерной идентификации рекомендуется рассматривать репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На террасе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др.; отгадывать народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играть в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси»; знакомиться с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде; обсуждать темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена».

Одна из задач образовательной программы дошкольного образовательного учреждения - формировать представления о детях разного возраста и пола, знать некоторые характерные особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимых занятиях. В работе с детьми рекомендуется использовать материнский фольклор:

колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»);

пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.);

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету.

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»)

Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый, смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась -

Лучики лица коснулись.

В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику, приписывание ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее:

Аленка-малёнка

Шустра, быстра:

Грибов насобирала,

Носок довязала

Сарафан дошила,

Воды наносила.

Везде поспела

В охотку ей дело.


Будешь большой

Будешь рыбку ловить,

Тетерьку ловить,

Будешь лес рубить,

Тятьку, мамку кормить».

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов и фильмов, поставленных по мотивам народных и авторских сказок помогают развивать у девочек представления о качествах женственности, способствовать правильному пониманию их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.

Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости.

Народные игры – неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей.

Врастание в мир взрослых происходит через игровую деятельность. Детские игры являются своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни.

Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

28 мая 2017 в 13:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.